Английский как предмет и средство обучения (часть 2)

За пределами Европы картина отличается невероятным разнообразием. Нельзя сказать, что обучение английскому языку ведется повсеместно в Латинской Америке. Интересно, что, наряду с антиамериканской Венесуэлой активное неприятие идеи обучения на английском языке высказывает дружественный США Израиль. И, в противоположность данной ситуации, в некоторых университетах Южной Азии и Ближнего Востока обучение ведется исключительно на английском языке. В Китае понемногу вводятся учебные программы, предполагающие обучение на английском языке.

Джефф Пуллум, журналист издания Lingua Franca, совершенно справедливо отмечает, что английскому языку повезло оказаться на вершине глобальной пирамиды языков в том момент, когда на сцене появились коммуникационные технологии, дешевые перелеты, массовый туризм и интернет. Если бы подобный технологический прорыв случился двести лет назад, университеты всего мира, вероятно, наперебой стали бы предлагать кандидатские и докторские программы на французском языке.

Успех английского языка никак не связан с его гибкостью, практичностью, легкостью, логичностью или любой другой типичной чертой, приписываемой английскому языку. Английский язык просто оказался в нужном месте в нужное время.

Оппоненты введения обучения на английском языке отмечают, что данный язык не вполне подходит по своим качествам для повсеместного использования в высших учебных заведениях. Однако следует отметить, что чем больше ученых и студентов говорят и пишут на английском языке, тем быстрее происходит его обогащение новыми словами и стилистическими конструкциями. С другими языками, к сожалению, происходит обратный процесс: они постепенно деградируют, по мере вытеснения из различных сфер науки, бизнеса и образования.

Единый язык для глобальной коммуникации очень удобен, особенно когда речь заходит об универсальных темах, вроде математики. Однако существует и обратная сторона медали. Каждая страна должна решить для себя, стоит ли отдавать образование на откуп английскому языку, или следует бороться за присутствие родного языка в системе преподавания. И подобный выбор нельзя назвать легким.

Раздел: Без рубрики